I.ОПЛАТА ТРУДА
Программа мероприятий поэтапного совершенствования системы оплаты труда в муниципальных учреждениях города Батайска
Нужна ли зарплата "в конверте"
Заработная плата в «конверте» или как принято её называть сегодня «серая» заработная плата - понятия, которые стали привычными.
Многие работодатели выдают работникам «серую» заработную плату в целях экономии и ухода от налоговых и других платежей. При этом организации обманывают не только государство, но и ухудшают социальное положение своих работников.
К получению зарплаты в «конверте» нельзя относиться легкомысленно, ведь для работников выплата такой заработной платы оборачивается серьезными последствиями. Получение заработной платы «в конверте» неизбежно влечет за собой:
- снижение размера будущей пенсии,
- снижение оплаты временной нетрудоспособности, в том числе по беременности и родам,
- уменьшение суммы налоговых вычетов при приобретении квартиры или затратах на лечение и обучение детей,
- выплату окончательного расчета в связи с сокращением штата из размера официальной заработной платы, указанной в трудовом договоре.
Кроме того, от размера официальной заработной платы зависит и согласие кредитной организации по предоставлению кредитов и займов, а также разрешение на выдачу визы для поездки за рубеж.
Поэтому каждый работник должен помнить, что «серая» зарплата – это препятствие для достойного социального обеспечения, как в настоящем, так и в будущем.
О минимальном размере оплаты труда
Администрация города Батайска информирует о том, что в соответствии с со статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ (в редакции от 29.12.2020 № 41-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2021 года на 5,5 % увеличился минимальный размер оплаты труда, и составил 12 792 рублей в месяц. В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации, работнику, отработавшему норму рабочего времени за соответствующий календарный месяц, начисленная заработная плата должна составлять не ниже 12 792 рублей (с учетом доплат компенсационного и стимулирующего характера). Нарушение данной статьи ТК РФ влечет за собой применение штрафных санкций к руководителям в соответствии с трудовым и административным законодательством, в частности, в соответствии со статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. В соответствии с п.п. 2.4.3. Ростовского областного трехстороннего (регионального) Соглашения между Правительством Ростовской области, Союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Ростовской области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2020-2022 годы минимальная заработная плата на территории Ростовской области на 2021 год установлена на уровне 15 350,4 рублей, что соответствует 1,2 минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (12 792 рублей). В связи с этим обращаем внимание работодателей на необходимость доведения уровня минимальной заработной платы в организациях негосударственного сектора экономики города Батайска в соответствие с установленным значением.
Неформальная занятость: последствия для работника и ответственность работодателя
Неформальная занятость - вид трудовых отношений, основанных на устной договоренности, без заключения трудового договора. Трудовые отношения возникают между работником и работодателемна основании трудового договора, заключаемого в соответствии с ТК РФ (ст. 16 ТК РФ).
Кроме обязанности оформить трудовой договор (ч. 2 ст. 67 ТК РФ), работодатель должен выполнить ряд действий: оформить приказ о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ); заполнить трудовую книжку работника (ст. 66 ТК РФ); провести предварительный медицинский осмотр в случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 69 ТК РФ); провести инструктаж по охране труда (ч. 2 ст. 212 ТК РФ); выполнить иные действия, предусмотренные трудовым законодательством. При неофициальном трудоустройстве гражданина работодатель не выполняет все эти действия. Отсутствие письменного трудового договора увеличивает риски ущемления трудовых прав работника, которые работодатель должен ему предоставить в ходе осуществления трудовых отношений, например, право на ежегодный оплачиваемый отпуск, на пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством и другие. К очевидным «минусам» неформальной занятости относится нестабильность трудовых отношений и отсутствие у работника каких бы то ни было социальных гарантий, перспектив профессионального роста. Неоформленные официально трудовые отношения влекут за собой серьезные последствия как для работника, так и для работодателя. В случае возникновения конфликтных ситуаций и нарушений работодателем данных ранее обещаний, например, по сумме заработной платы, доказать вину работодателя и восстановить права работника практически невозможно. Работникам стоит помнить, что при официально неоформленных трудовых отношениях, в том числе применении «серых схем» выплаты заработной платы:
-работник не защищен от травматизма и профессиональных заболеваний: при наступлении страхового случая работник лишается выплаты пособия по временной нетрудоспособности, страховой выплаты и возмещения дополнительных расходов пострадавшего на его медицинскую и социальную реабилитацию;
-работник лишает себя возможности получать оплачиваемые больничные листы, оформление отпуска по беременности и родам, и отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3 лет, пособие по безработице и выходное пособие при увольнении по сокращению штата; -работник не сможет получить социальный или имущественный налоговый вычет по НДФЛ за покупку жилья, за обучение и лечение, взять кредит в банке;
-работодатель не перечисляет соответствующие суммы в Пенсионный фонд, что в будущем приведет к назначению более низких размеров пенсии и малообеспеченности работника в пожилом возрасте;
-не идет страховой стаж, в том числе льготный, который установлен для ряда категорий работников в целях досрочного получения трудовой пенсии по старости. Соглашаясь на выполнение работы без официального оформления трудовых отношений, работник не только неуважительно относится к себе, отказываясь от социальной защиты, но и к своим детям и родителям, позволяя работодателю уйти от перечисления обязательных налогов и сборов, либо перечислять их в неполном объеме.
Ответственность работника
Обязанность по уплате НДФЛ (13% от зарплаты) лежит на самих гражданах, и тот факт, что работодатель по каким-то причинам его не перечислил, не освобождает работников от ответственности. Работник, получивший доход, с которого не был удержан работодателем налог, обязан самостоятельно в срок до 30 апреля следующего года задекларировать такой доход по месту своего жительства и до 15 июля самостоятельно уплатить его. В противном случае он несет ответственность: штраф в размере 5 % от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ), а также уголовная ответственность – штраф до 500 тыс. руб. до лишения свободы на срок до трех лет. Ответственность работодателя
В соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ фактическое допущение к работе без заключения трудового договора, уклонение работодателя от оформления трудового договора заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, влечет административную ответственность работодателя в размере от 20 до 100 тысяч рублей. Неуплата НДФЛ и страховых взносов также влечет ответственность работодателя: налоговый орган может потребовать удержать НДФЛ с работников, получающих «серую» зарплату, а также может наложить на работодателя штраф в размере 20% от суммы, которая должна была быть удержана у работников или уплачена в бюджет. Уголовным Кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента в крупном или особо крупном размере. Жителям города Батайска предлагаем проявлять активную гражданскую позицию, не идти на поводу у недобросовестных работодателей, уклоняющихся от заключения трудового договора и нарушающих Ваши законные права. Если Вы столкнулись с проблемой неформальной занятости, отказами работодателя от заключения трудового договора, «серыми» схемами выплаты заработной платы, просим сообщить о данных фактах по телефону «горячей линии» 5-60-72. Звонки принимаются с понедельника по пятницу, с 09.00 до 18.00.
II.ОХРАНА ТРУДА
О внедрении программы «Нулевой травматизм»
Охрана труда имеет важнейшее значение на каждом производстве. Именно от соблюдения правил и норм охраны труда зависит здоровье или жизнь каждого работника в той или иной степени. Одна из задач службы охраны труда – предупреждение несчастных случаев на производстве. Существует несколько основных причин производственного травматизма: - неосторожность пострадавшего; - нарушение требований охраны труда; - неудовлетворительное состояние зданий и сооружений; - нарушение внутреннего трудового распорядка. Для уменьшения количества травматизма на предприятиях разработана областная программа «Нулевой травматизм», в соответствии с подпрограммой «Улучшение условий и охраны труда в Ростовской области», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 No 586. Программа «Нулевой травматизм» – это алгоритм действий работодателя по предотвращению производственного травматизма. Основная цель программы: установить общие организационно-технические мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Задачи внедрения программы: 1. Снижение рисков несчастных случаев на производстве; 2. Внедрение системы управления профессиональными рисками. Принципы Программы: 1. Приоритет жизни работника и его здоровья; 2. Ответственность руководителей и каждого работника за безопасность и соблюдение всех обязательных требований охраны труда; 3. Вовлечение работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда; 4. Оценка и управление рисками на производстве, проведение регулярных аудитов безопасности; 5. Непрерывное обучение и информирование работников по вопросам охраны труда. В этой программе описана важность и значимость совершенствования нормативно-правовой базы в области охраны труда в организации, включающая: - анализ информации о состоянии условий и охраны труда в организации; - систематизацию информации о состоянии условий и охраны труда в организации; - обеспечение наличия комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой деятельности (далее – НПА по охране труда); - составление перечня имеющихся НПА по охране труда; - оценку актуальности имеющихся НПА по охране труда; - оценку потребности и приобретение НПА по охране труда, в том числе в электронном виде (справочно-информационные системы и др.); - анализ и актуализацию действующих локальных нормативных актов по охране труда; - пересмотр и актуализацию должностных инструкций (должностных регламентов), положений о подразделениях в целях распределения функций и обязанностей по охране труда; - пересмотр и актуализацию инструкций по охране труда для работников в соответствии с должностями, профессиями или видами выполняемых работ; - реализацию мероприятий в области охраны труда и экологической безопасности Ростовского областного трехстороннего (регионального) соглашения через заключение коллективных договоров, принятие программ «Нулевого травматизма». В городе все большее количество организаций внедряют программу «Нулевой травматизм» или актуализируют действующие мероприятия по улучшению условий и охраны труда. В целях продолжения позитивной практики улучшения условий и охраны труда в организациях, Администрация города Батайска призывает руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей города Батайска ознакомиться с рекомендациями по разработке программы «Нулевой травматизм» (на официальном портале Администрации города Батайска (в разделе «Экономика»/«Трудовые отношения»/«Охрана труда») для их последующего внедрения. Подробную информацию можно получить в отделе экономики, инвестиционной политики и стратегического развития Администрации города Батайска по тел.8 (86354) 5-60-72. Приложение (скачать)
Об актах, регулирующих порядок проведения профессиональных рисков в рамках управления охраной труда
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 16 февраля 2021 г. No 15-1/ООГ-357 Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции обращение, поступившее на официальный сайт Минтруда России, о применении отдельных положений трудового законодательства и сообщает следующее. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда определены положениями 212 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым работодатель обязан, в том числе, обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Приказом Минтруда России от 19.08.2016 No 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда (далее – Типовое положение), в котором определен порядок управления профессиональными рисками. Обращаем внимание, что процедура управления профессиональными рисками является частью положения о системе управления охраной труда, утверждаемой работодателем. Положение о системе управления охраной труда разрабатывается работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов с последующим его утверждением приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии) (пункт 7 Типового положения). Методы выявления опасностей и оценки профессиональных рисков установлены и описаны в действующих стандартах безопасности труда, в том числе международных. Одновременно информируем, что вопрос об установлении порядка оценки уровня профессиональных рисков будет урегулирован в рамках федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости», который внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. До принятия указанного и подзаконных нормативных правовых актов в развитие его положений полагаем, что проведение оценки профессиональных рисков должно осуществляться работодателем в соответствии с требованиями Типового положения.
Обязана ли организация проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков, и в какие сроки?
Обязана ли организация проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков, и в какие сроки? Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей). Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное Приказом Минтруда России от 19.08.2016 No 438н (далее – Типовое положение), содержит типовую структуру системы управления охраной труда, включая перечень процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда. Работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками, в том числе выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков (Типового положения). Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако в настоящее время он не установлен (ТК РФ). Существует стандарт, направленный на реализацию нормы «Охрана труда» ТК РФ. Так, при создании системы управления охраной труда рабочая группа определяет опасности и проводит оценку рисков, вытекающих из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда (ГОСТ Р 12.0.007-2009, утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.04.2009 No 138-ст) (далее – ГОСТ Р 12.0.007- 2009). Определять опасности и оценивать риски следует постоянно (ГОСТ Р 12.0.007-2009). Учитывая отнесение в соответствии с трудовым законодательством вопросов обеспечения и функционирования системы управления охраной труда к исключительной компетенции работодателя, им самостоятельно определяется набор и порядок реализации мероприятий по управлению охраной труда, с учетом необходимости соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Конкретный срок, в который необходимо произвести идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков, законом не определен. При этом непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность по КоАП РФ, что подтверждается судебной практикой, в которой указано, что несмотря на отсутствие нормативной базы, четко регламентирующей порядок расчета рисков, работодатель не освобождается от этой обязанности положениями ТК РФ). Для расчета рисков предприятие может обратиться в специализированную организацию.
О вступлении в силу новых правил по охране труда
С 1 января 2021 года вступил в силу ряд новых правил по охране труда, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении трудовой деятельности по 38 видам экономической деятельности и видам выполняемых работ. Разъяснения даны в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167. В связи с этим работодателям нужно в течение 30 дней после вступления приказа в силу организовать внеочередную проверку знаний персонала, которого коснулись изменения, в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников. При этом в силу пункта 2.2.3. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций форма, порядок (включая сроки проведения) и продолжительность проверки знания требований охраны труда работников устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ. Провести проверку организации могут в своих комиссиях. При этом, члены комиссии работодателя в связи с выходом новых правил по охране труда должны пройти обучение в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда. Также следует актуализировать инструкции по охране труда для работников, программы обучения и другие документы по охране труда.
Сведения о несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях за 2014 год:
Основными причинами производственного травматизма явились:
- нарушение правил техники безопасности;
- невыполнение должностных инструкций;
- недостатки в обучении безопасным приемам работ;
- недостатки в организации рабочих мест;
- дорожно-транспортные происшествия.
О ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", согласно которому проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) является обязанностью каждого работодателя. Работодатель обязан проводить специальную оценку условий труда (СОУТ), поскольку ее результаты позволяют: - установить классы (подклассы) вредности условий труда на рабочих местах; - установить работникам предусмотренные Трудовым кодексом РФ гарантии и компенсации - сокращенную продолжительность рабочего времени, максимально допустимую продолжительность ежедневной работы (смены), ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, повышенную оплату труда (ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 94, ч. 1 ст. 116, ст. ст. 117, 146, 147 ТК РФ); - контролировать условия труда на рабочих местах и принимать меры по их улучшению; - обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты и оснащать рабочие места средствами коллективной защиты; - рассчитать скидку (надбавку) к тарифу страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - отчитаться об условиях труда в Росстат; - обосновать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников и т.д. Об этом сказано в ст. 7, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ). По общему правилу плановая СОУТ на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). А внеплановая СОУТ проводится в случаях и в сроки, которые указаны в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ. Это, в частности: - изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, изменение состава применяемых материалов или сырья, средств индивидуальной и коллективной защиты, если в результате меняются условия труда на рабочем месте; - произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве не по вине третьих лиц или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие вредных или опасных производственных факторов; - ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. В таком случае внеплановая СОУТ проводится на данных рабочих местах в течение 12 месяцев со дня начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса. В письме МИНТРУДА РОССИИ ОТ 23.01.2017 N 15-1/ООГ-169 уточнено: в случае перемещения рабочего места из одного помещения в другое работодатель заново его организует и вводит в эксплуатацию в новом помещении, то есть фактически вводит в эксплуатацию новое рабочее место. В таком случае необходимо провести СОУТ в течение 12 месяцев со дня начала на этом рабочем месте штатного производственного процесса. Несоблюдение данного срока наказуемо. Размер административного штрафа составит (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ): - для должностных лиц и работодателей - индивидуальных предпринимателей - от 5 000 до 10 000 рублей; - для работодателей - юридических лиц - от 60 000 до 80 000 рублей. Для работника спецоценка позволяет получить, в случае присутствия вредных или опасных условий, льготный стаж и право досрочного выхода на пенсию.
Памятка для работодателей по профилактике производственного травматизма по причине дорожно-транспортных происшествий
Рекомендации по разработке в организациях Ростовской области программы "Нулевой травматизм"
Перечень мероприятий по реализации типовой программы "Нулевого травматизма"
Типовая программа "Нулевого травматизма"
III.СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Уведомление о присоединении к трехстороннему соглашению на 2023-2025 годы
Областное трехстороннее соглашение на 2023-2025 годы
Городское трехстороннее соглашение на 2023-2025 годы
Городское трехстороннее соглашение на 2020-2022 годы
Распоряжения Администрации города Батайска от 21.10.2019 № 193
Распоряжения Администрации города Батайска от 20.07.2023 № 115
Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений города Батайска
Протокол трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений города Батайска 25.03.2022
Уведомление о присоединении к трехстороннему соглашению на 2020-2022 годы
Протоколы трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений города Батайска 13.12.2022
План работы трехсторонней комиссии на 2023 год
Протоколы трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений города Батайска 15.06.2023
Протоколы трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений города Батайска 31.03.2023
Протоколы трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений города Батайска 20.09.2023
Протокол заседания трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений города Батайска № 4 от 30.11.2023 г.
Протокол заседания трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений города Батайска № 2 от 21.06.2024 г.
Протокол заседания трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений города Батайска № 3 от 26.09.2024 г.
О заключении соглашений о взаимодействии и социально - экономическом сотрудничестве
Уважаемые руководители организаций города!
Администрация города Батайска информирует о том, что одним из способов взаимодействия и согласования интересов работодателей и органов местного самоуправления является заключение соглашений о взаимодействии и социально – экономическом сотрудничестве (далее – соглашения). Соглашением могут предусматриваться взаимные обязательства сторон социального партнерства в области социально – трудовых отношений.
Предлагаем примерную форму соглашения между Администрацией города Батайска и организациями города. При этом, перечень представленных в соглашении обязательств не является исчерпывающим, он может быть изменен и дополнен в ходе согласования интересов сторон в зависимости от отраслевой принадлежности организации.
Более подробную информацию о заключении соглашений можно получить в экономическом отделе Администрации города Батайска по адресу: пл. Ленина, 3, каб. 405, а также по телефонам: (86354)5-60-10, 5-60-72.
Соглашение о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве
Городское трехстороннее соглашение между Администрацией города Батайска, Общественным советом по координации деятельности первичных профсоюзных организаций, Объединениями работодателей города Батайска на 2014 - 2016гг.
Городское трехстороннее соглашение между Администрацией города Батайска, Общественным советом по координации деятельности первичных профсоюзных организаций, Объединениями работодателей города Батайска на 2014 - 2016 гг.
Коллективный договор: зачем он нужен?
Одним из способов согласования интересов работодателя и работников в современных условиях является заключение коллективного договора.
Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или индивидуального предпринимателя и заключаемый работником и работодателем в лице их представителей.
Коллективный договор – это компромиссный документ, согласовывающий социально – экономические интересы работодателя и работников в различных сферах трудовых отношений, а именно: в области оплаты и охраны труда, занятости и переобучения, рабочего времени и времени отдыха, предоставления пособий и компенсаций различным категориям работников, а также иные взаимные интересы и обязательства, касающиеся социально – трудовых отношений.
Основное предназначение коллективного договора - это предусмотреть дополнительные гарантии и льготы по сравнению с действующим законодательством, которые, кстати, работодатели могут предусмотреть в зависимости от финансово – экономического положения организации, в отличие от обязательных норм, предусмотренных законодательством.
Заключение коллективного договора необходимо как работодателю так и работникам.
Для работников коллективный договор – это возможность в рамках принятого документа ознакомиться со своими социально – трудовыми правами и в дальнейшем возможность защитить свои права и гарантии. Кроме того, в процессе разработки проекта коллективного договора работники имеют возможность выносить свои предложения в проект документа для рассмотрения их на собрании трудового коллектива и, таким образом, реализовывать свое право на участие в управлении организацией.
Для работодателя коллективный договор – это один из способов стабилизировать свои отношения с трудовым коллективом. Предусмотрев в коллективном договоре социальные льготы и гарантии своим работникам, показатели премирования и пр. работодатель, таким образом, повышает мотивацию, а, следовательно, и производительность труда работников. Кроме того, коллективный договор позволяет сократить объем кадрового документооборота, а также управлять налоговой нагрузкой по налогу на прибыль. В соответствии с Налоговым кодексом РФ: если коллективным договором организации предусмотрены стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления в пользу работников этой организации, то они включаются в расходы налогоплательщика на оплату труда и, соответственно, существенно уменьшают налоговую базу для определения величины налога на прибыль.
Многие организации города различных форм собственности и видов экономической деятельности уже осознали все преимущества заключения коллективных договоров. Так, например, все муниципальные предприятия и учреждения коллективные договоры уже заключили.
Ведь наличие коллективного договора в современном обществе – это еще и признак стабильной организации, заботящейся о своем кадровом потенциале.
Внимание! Заключенные коллективные договоры проходят уведомительную регистрацию в областном органе исполнительной власти (Министерстве труда и социального развития Ростовской области) на основании статьи 3 Областного закона от 24.12.2012 года №1013-ЗС «О некоторых вопросах регулирования социального партнерства в сфере труда на территории Ростовской области» (в ред. Областного закона РО от 08.05.2013 №1082-ЗС).
В Администрации города Батайска коллективные договоры не регистрируются.
Получить дополнительную информацию, связанную с заключением коллективного договора, регистрацией, макеты коллективных договоров можно в экономическом отделе Администрации города Батайска по адресу: пл. Ленина, 3 каб. 405., тел. 5-60-10, 5-60-72.
IV.СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ ГОРОДА
Уважаемые работники и работодатели!
Консультации по вопросам соблюдения трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, Вы можете получить:
в Государственной инспекции труда в Ростовской области:
344003, г. Ростова-на-Дону,
пр-кт. Ворошиловский 87/65
E-mail: git61@rostrud.gov.ru
телефон приемной 8(863) 210-04-34,
телефон горячей линии 8(863)210-88-18
Часы работы: понедельник-пятница: 8-30 - 17-00 час.,
перерыв: 13-00 - 13-30 час.
в Прокуратуре города Батайска:
346880, г. Батайск,
ул. Энгельса, д. 211
Телефон: (863) 210-02-79, 8 (86354) 5-84-04
Часы работы: понедельник-четверг : 9-00 - 18-00 час.,
пятница: 9-00 – 16-45 час.
перерыв: 13-00 - 13-45 час.
в отделе экономики, инвестиционной политики и стратегического развития
Администрации города Батайска:
346880, г. Батайск,
пл. Ленина, 3, каб. 405
тел. 5-60-72, тел./факс 5-60-66
E-mail: ekonom@admbataysk.ru
Прием граждан:
понедельник - с 14-00 час. до 15-00 час.
V. РАБОЧАЯ ГРУППА ПО СНИЖЕНИЮ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ, ЛЕГАЛИЗАЦИИ "ТЕНЕВОЙ" ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ПОВЫШЕНИЮ СОБИРАЕМОСТИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
V. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ
Министерство труда и
социального развития Ростовской области информирует!
Получая зарплату «в
конверте», вы лишаете себя:
• Оплаченного отпуска
• Пенсии
• Социальных пособий
• Выплат по временной
нетрудоспособности (больничного листа)
• Возможности получить кредит
• Возможности получить
имущественный налоговый вычет.
Работая без трудового
договора, вы можете остаться без заработной платы.
Уважаемые
граждане!
Нанимаясь на работу,
подумайте о своем будущем!
Не поддавайтесь на
преимущества временных удобств. Ведь пообещав заработную плату «в конверте»,
как и работу без оформления трудового договора, работодатель не берет на себя
никаких обязательств, а наоборот, может не выплатить заработную плату
вообще. В таком случае у вас не будет никаких доказательств из-за отсутствия
оформленных трудовых отношений. Закон не сможет защитить ваши интересы.
Опасность заработка «в
конверте», неоформленных трудовых отношений еще и в том, что человек
автоматически теряет право на социальные блага, а в конечном итоге от этого
страдают простые люди. От получения "серой" зарплаты или зарплаты «в
конверте» страдает только сам работник: ведь страховые взносы в Социальный
фонд уплачиваются работодателем с фонда оплаты труда предприятия, а не
удерживаются из заработной платы сотрудников.
Обратите
внимание!
Ответственность физического
лица за указанное деяние установлена ст. 122 Налогового кодекса РФ и ст. 198
Уголовного кодекса РФ.
Согласно ст. 122 НК РФ штраф
за неуплату налогов может составлять от 20% до 40% от неуплаченной суммы.
Согласно ст. 198 УК РФ
уклонение от уплаты налогов наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300
000 руб., или заработной платы, или иного дохода за период от одного года
до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо
арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного
года.
Для работодателей за
нарушение трудового законодательства, в том числе неоформление трудовых
отношений с работниками, предусмотрена административная ответственность в виде
штрафов и административного приостановления деятельности (ст. 5.27. Кодекса РФ
об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 15
Трудового кодекса Российской Федерации заключение гражданско-правовых
договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и
работодателем, не допускается.
«Белая» зарплата - оплата труда гражданина, официально работающего
по трудовому договору.
«Серая» зарплата – оплата труда официально трудоустроенного гражданина,
которая частично (как правило, меньшая часть) проводится в документах
и перечисляется на банковскую карту, а оставшаяся часть выдается в
«конверте».
«Черная» зарплата – заработок гражданина, который нигде не учитывается
и не указывается в бухгалтерских документах. Работник, получающий «черную»
зарплату, не устроен официально, т.е. работает без оформления соответствующих
документов о трудоустройстве. У него отсутствуют перечисления НДФЛ в бюджет и
страховых взносов во внебюджетные фонды, не учитывается страховой стаж.
«Серые» и
«черные» зарплаты нарушают социальные права
работников
От размера официальной
заработной платы напрямую зависит размер будущей пенсии работающих граждан, поскольку именно оплата
труда является основой для начисления
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Количество баллов, заработанных за трудовую
деятельность, напрямую зависит от страховых взносов, которые уплачивает
за гражданина работодатель, а значит от размера официальной или
«белой» зарплаты. Бывают случаи, когда только к выходу на пенсию рекомендуют
всем работающим гражданам ознакомиться с Выпиской о состоянии индивидуального
лицевого счета. Сделать это можно следующим образом: зайти в «Личный кабинет
застрахованного лица» на сайте СФР.
В работе по легализации
зарплаты сложно добиться положительных результатов без участия самих граждан. Призываем
занять активную позицию по данному вопросу – выбирать работу на
предприятиях, где выплачивают «белую» зарплату.
Каждый работник имеет право
потребовать от руководства предприятия исполнить обязанность по уплате
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование или обратиться в
суд о защите своих прав.
Борьба с «серыми» зарплатами является одной из
важных задач в области защиты прав и законных интересов конкретного человека и
ведется на межведомственном уровне.
О случаях невыплаты зарплаты или выплаты ниже МРОТ, выплат
«в конвертах», неоформленных трудовых договорах в письменной форме, любой
гражданин может сообщить в Государственную инспекцию труда по телефону
(863) 210 88 18 или в администрацию по месту жительства!
Практическое руководство по СУОТ
О профориентационных мероприятиях
Уважаемые руководители!
Администрация
города Батайска совместно с ГКУ РО «Центр занятости населения города Батайска»
предлагает Вам принять участие в 2024 году в профориентационных мероприятиях, в
том числе:
-
профориентационных экскурсиях;
-
временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет
в свободное от учебы время.
Профориентационные
экскурсии предназначены для побуждения молодежи к повышению активности в личном
и профессиональном самоопределении, формирования положительного настроя к
трудовой деятельности, уважения к профессиям и результатам труда. Посетители
должны узнать в ходе экскурсионного мероприятия о производственной и
социально-культурной сфере, о возможностях профессионального роста, о ступенях
профессионализации на предприятии.
Временное
трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в
свободное от учебы время (преимущественно во время каникул) на предприятии
позволит молодежи на практике ознакомиться с производственным процессом, точнее
определиться с выбором профессии.
Основными
преимуществами вчерашних школьников и студентов являются энергичность,
настроенность на профессиональный и карьерный рост, готовность работать за
более низкую зарплату, выполнять менее квалифицированную, рутинную работу,
привнесение новых идей. В перспективе из них могут вырасти лояльные
специалисты, навыки которых сформированы под нужды компании.
Предприятия
получают возможность пообщаться с претендентами на трудоустройство, лучше
узнать их профессиональные и личностные качества, их соответствие профилю
работы в компании.
Кроме
того, компаниям и индивидуальным предпринимателям, принимающим на работу
молодежь в возрасте до 30 лет, оказывается государственная поддержка в виде
гарантированной выплаты денежной субсидии в соответствии с принятым
постановлением Правительства РФ от 13.03.2021 № 362 (в ред. от 11.12.2023 №
2109) «О государственной поддержке в 2024 году юридических лиц, включая
некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей в целях
стимулирования занятости отдельных категорий граждан».
По
вопросам, связанным с организацией профориентационных мероприятий, Вы можете
обращаться в ГКУ РО «Центр занятости населения города Батайска» (346880, г.
Батайск, ул. Энгельса, 160/42). Ответственные лица:
-
по вопросам профессиональной ориентации – Чумак Людмила Владимировна;
-
по вопросам трудоустройства несовершеннолетних граждан – Зеленская Юлия
Алексеевна.
Контактный
телефон: +7 (86354) 6-78-34.
О минимальном размере оплаты труда.
Уважаемые руководители!
Администрация города Батайска информирует о том, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ (в редакции от 27.11.2023 № 548-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2024 года на 18,47 % увеличился минимальный размер оплаты труда, и составил 19 242 руб. в месяц.
В соответствии со ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, отработавшему норму рабочего времени за соответствующий календарный месяц, начисленная заработная плата должна составлять не ниже 19 242 руб. (с учетом доплат компенсационного и стимулирующего характера).
Нарушение данной статьи ТК РФ влечет за собой применение штрафных санкций к руководителям в соответствии с трудовым и административным законодательством, в частности, в соответствии со ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от одной до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. В соответствии с п. 2.4.3 Ростовского областного трехстороннего (регионального) Соглашения между Правительством Ростовской области, Союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Ростовской области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2023-2025 годы минимальная заработная плата на территории Ростовской области на 2024 год установлена на уровне 23 090,4 рублей, что соответствует 1,2 минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с этим обращаем внимание работодателей на необходимость доведения уровня минимальной заработной платы в организациях негосударственного сектора экономики города Батайска в соответствие с установленным значение
О негативных последствиях неформальной занятости для
общества и человека, деятельности рабочей группы по снижению неформальной
занятости, легализации «теневой» заработной платы, повышению собираемости
страховых взносов во внебюджетные фонды
На сегодняшний день во всех российских регионах актуальной проблемой является
легализация трудовых отношений и обеспечение достойного труда, поскольку
отсутствие трудового договора лишает работника многих социальных и трудовых
гарантий.
Неформальный подход к выстраиванию трудовых отношений, как правило,
обусловлен стремлением работодателя уйти от уплаты налогов и обязательных
выплат, установленных законодательством.
При этом работник, без официального оформления трудовых отношений,
лишается социальных гарантий и льгот, ведь от размера официальной заработной
платы зависит размер будущей пенсии работающих граждан, оплата больничных
листов, в том числе по беременности и родам, сумма налоговых вычетов при
приобретении сотрудником квартиры или затраты на обучение детей.
Кроме того, в такой ситуации «страдает» и местный бюджет, который
вследствие неуплаты налогов (НДФЛ) недополучает значительную сумму денег, из
которых финансируется содержание и благоустройство городских территорий, дорог,
детских образовательных и дошкольных учреждений, учреждений дополнительного
образования (спортивные и художественные школы), объектов культуры и спорта, а
также заработная плата педагогов, воспитателей, тренеров.
Все это в конечном счете влияет на уровень комфорта городской среды и
качества жизни в городе.
Для решения этих
проблем в городе Батайске создана и действует рабочая группа по
снижению неформальной занятости, легализации «теневой» заработной платы,
повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды (далее - рабочая группа).
Цель рабочей
группы - борьба с теми работодателями, кто нанимает работников без
оформления трудовых отношений или заключает с ними срочные гражданско-правовые
договоры, пытаясь сэкономить на налогах. Не останутся без внимания и те, кого
заподозрят в выдаче зарплаты «в конвертах».
Проводимая работа является весьма сложной, так как предприниматели
всячески скрывают фактический уровень заработной платы работников, а также
наличие трудовых отношений с работниками. Поэтому, прежде всего, именно
работники должны быть заинтересованы в официальном трудоустройстве, письменном
заключении трудового договора, в котором должны быть прописаны все условия
работы, в том числе и размер заработной платы. Только при таких условиях,
сотрудник организации может рассчитывать на все гарантии, которые предоставляет
трудовое законодательство, и быть уверенным в том, что не будет ущемлён в своих
правах работодателем.
Призываем граждан
города Батайска, работающих неофициально, получающих заработную плату «в
конверте», не мириться с нарушением своих законных трудовых прав, предпринять
меры по их восстановлению, сообщив о фактах нарушений в рабочую группу. Только
выступив одним фронтом - работники и органы местного самоуправления и
государственной власти, можно изменить сложившуюся ситуацию.
Уважаемые руководители!
Администрация города Батайска информирует о том, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ (в ред. от 19.12.2022 № 522-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2023 года минимальный размер оплаты труда увеличился на 6,3 % и составил 16 242 руб. в месяц. На основании ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации, работнику, отработавшему норму рабочего времени за соответствующий календарный месяц, заработная плата должна быть начислена не ниже 16 242 руб. (с учетом доплат компенсационного и стимулирующего характера).
Нарушение данной статьи ТК РФ влечет за собой применение штрафных санкций к руководителям в соответствии с трудовым и административным законодательством, в частности, в соответствии со ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пп. 2.4.3. Ростовского областного трехстороннего (регионального) Соглашения между Правительством Ростовской области, Союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Ростовской области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2023-2025 годы минимальная заработная плата на территории Ростовской области на 2023 год установлена на уровне 19 490,4 рублей, что соответствует 1,2 минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с этим обращаем внимание работодателей на необходимость доведения уровня минимальной заработной платы в организациях негосударственного сектора экономики города Батайска в соответствие с установленным значением.
Уважаемые работодатели!
В целях профилактики нарушения обязательных требований трудового законодательства вы можете провести самостоятельную оценку соблюдения обязательных требований (самообследование) с использованием способов, указанных на официальном сайте Роструда по адресу: https://онлайнинспекция.рф/inspector.
Если на вашем предприятии предстоят контрольно-надзорные мероприятия, «Электронный инспектор» поможет Вам самостоятельно пройти предварительную проверку, выявить нарушения и устранить их.
Для этого Вам надо выбрать интересующий Вас вопрос, отраженный в названии Проверочного листа, и пошагово ответить на предложенные «Электронным инспектором» вопросы с учетом Ваших реальных документов и фактических обстоятельств.
По окончании проверки «Электронный инспектор» сформирует для Вас Акт проверки, в котором будут отражены нарушения требований закона, а также предложит для Вас способы их устранения.
После устранения нарушений Вы сможете пройти повторную проверку.
Таким образом, по итогам использования интерактивного сервиса «Электронный инспектор» работодатель получает:
1. Заключение об отсутствии или наличии нарушений по тематике проверяемых трудовых отношений;
2. Возможность устранить выявленные нарушения с помощью доступных инструкций к действию, шаблонов и образцов документов.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОДАЧЕ ЗАЯВКИ НА ОБУЧЕНИЕ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДЕМОГРАФИЯ»
О принятии Указа Президента Российской Федерации
от 27.08.2022 № 585 «О временных мерах по урегулированию
правового положения граждан Донецкой Народной Республики,
Луганской Народной Республики и Украины в Российской Федерации»
(далее – Указ Президента Российской Федерации от 27.08.2022 № 585).
Данный Указ распространяет своё действие на временно пребывающих в Российской Федерации (т.е. не имеющих разрешения на временное проживание либо вид на жительство) граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины.
Указанные граждане могут пребывать в Российской Федерации без ограничения сроков, но обязаны пройти процедуры обязательной государственной дактилоскопической регистрации, фотографирования, а также медицинское освидетельствование.
Указом Президента Российской Федерации от 27.08.2022 № 585 установлено, что граждане Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины имеют право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации без патента и вне зависимости от заявленной цели въезда, указанной в миграционной карте, но только после проведения территориальным органом МВД России идентификации личности по отпечаткам пальцев, а в случае отсутствия дактилоскопической информации – после прохождения обязательной дактилоскопической регистрации и фотографирования, а также медицинского освидетельствования.
Принимать на работу указанных граждан работодатели имеют право при предъявлении документа, подтверждающего прохождение дактилоскопической регистрации и фотографирования.
При этом, работодатель в течение 3 рабочих дней обязан уведомить территориальный орган МВД России о заключении либо расторжении трудового договора с указанными гражданами.
Если у указанных граждан есть действующий патент либо разрешение на работу, то они имеют право осуществлять трудовую деятельность и после окончания срока действия, либо аннулирования этих документов.
В отношении граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины не принимаются решения об административном выдворении в формах принудительного выдворения и контролируемого самостоятельного выезда, о депортации, о неразрешении въезда или нежелательности пребывания и о сокращении срока временного пребывания (за исключением лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации).
С 1 января 2022 года большинству работодателей нужно
размещать сведения на портале «Работа в России»
Уважаемые руководители организаций города Батайска!
Администрация города Батайска информирует о необходимости исполнения нормы, предусмотренной пунктом 3.2 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации», в части предоставления в органы службы занятости населения информации о потребностях в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов, на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» органы исполнительной власти Ростовской области. В соответствии с указанным пунктом органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, юридические лица, в уставном капитале которых имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек, и вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых среднесписочная численность работников превышает указанный предел, обязаны размещать на единой цифровой платформе или на иных информационных ресурсах, требования к которым установлены нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, информацию о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.
Эти же организации в соответствии пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» должны размещать на портале сведения о банкротстве, а также сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях.
Правилами представления работодателем сведений и информации установлены постановлением Правительства РФ от 30.12.2021 № 2576 «О порядке представления работодателем сведений и информации, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Памятка для работодателей в случаях, связанных с размещением вакансий