Медицинская:
Социальная:
Образовательная:
Одним из современных приоритетов российского образования является развитие инклюзивной образовательной среды, и именно дошкольная ступень образования дает успешное начало для адаптации детей с ОВЗ в социальном пространстве.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования дает возможность всем детям проявить свою индивидуальность. В результате освоения адаптированной основной образовательной программы ДОУ каждый ребенок может развиваться тем темпом, который характерен для него, с учетом его особенностей и особых образовательных потребностей.
В МБ ДОУ № 22 с 2008 года функционирует группа компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом старше 3-х лет, где одной из приоритетных задач является создание условий для их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью решения задач, поставленных перед системой дошкольного образования в условиях ее модернизации в нормативных документах образования, как
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 «Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»;
- ФГОС ДО выдвигают новые требования к качеству образования. Где условиями, обеспечивающими качество педагогического процесса, выступают и развивающая предметно – пространственная среда группы, и основная общеразвивающая программа дошкольного учреждения, и профессионализм педагогов.
- Профессиональный стандарт «Педагог» предусматривает определенные трудовые функции, которые связаны с необходимостью реализации образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе с детьми - инвалидами в рамках адаптированных образовательных программ дошкольного образования.
В тоже время и родители (законные представители) также предъявляют особые требования к созданным условиям комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Информация о педагогическом процессе в ДОУ на сегодняшний день должна быть открыта, прозрачна, информативна. Родители (законные представители) являются экспертами оценки качества образования в дошкольном учреждении.
Данные требования можно реализовать при условии модернизации педагогического труда путем внедрения более эффективных форм и методов работы со всеми участниками образовательного процесса с использованием новых инновационных технологий.
В наш скоростной век цифровизации и информационных технологий существуют ряд проблем:
- к сожалению на первое место в сфере образования выступает проблема увеличения охвата детей с ОВЗ, в том числе со сложными дефектами как ЗПРР, РАС, СДВГ;
- прослеживается дефицит квалифицированных специалистов в области дошкольного образования, в том числе в коррекционной педагогике; без специальных педагогов невозможно обеспечить постоянное сопровождение ребенка с отклонениями в условиях инклюзивного дошкольного образования;
- в отношении детей с ограниченными возможностями семья является одним из существенных, а чаще всего практически единственным ресурсом развития личности ребенка, поддерживающим процесс его социализации и самореализации.
На сегодняшний день нашими педагогами - специалистами уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ОВЗ, в том числе со сложным дефектом в развитии, в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Понимая, что воспитание детей с такими сложными дефектами является серьезной и важной обязанностью общества, мы создаем необходимые условия для постоянного развития и улучшения системы коррекционного образования в ДОУ, включая в образовательный процесс новые и эффективные инновационные образовательные ресурсы, в которых разработанное оборудование (тренажеры) в процессе работы с детьми охватывает больший спектр диагнозов, связанных с нарушениями функций мозга.
Современный тренажер «Сенсорно – динамический «Дом Совы» как средство развития физических качеств, координации и пластичности движений, когнитивных функции мозга ребенка – дошкольника. Разнообразные вариации использования снарядов способствуют развитию не только физической силы, но также и телесной пластики, ловкости, баланса и координации. Развитие получает не только тело, но и мозг. Разнообразные способы использования тренажёров «Дома Совы» создают многочисленные задачи, которые ребёнок решает за счет своей двигательной активности.
Метод «TOMATIS» разделяет «слышание» и «слушание». Слушание — это способность нервной системы использовать звуковой сигнал в целях обучения и коммуникации, вовлекая в данный процесс тело и эмоции. На ребёнка надевают наушники и включают заранее составленную звуковую дорожку. В это время можно играть, складывать пазлы или просто лежать и слушать. Звук воспринимает не только ухо, но и костная система человека. При этом улучшает двигательные, эмоциональные и когнитивные способности.
Современный тренажерный комплекс нейрофитнеса «Нейростар» - размер конструкций позволяет войти в любую комнату, даже очень небольшую. Все детали съемные и их можно попеременно менять, перевешивать и создавать на каждом занятии новые препятствия и игры. А через игру ребенок может раскрыться, расслабиться и показать свои скрытые способности и потенциал.
Интерактивный скалодром учитывает индивидуальные особенности ребенка. Этот тренажер успешно используется педагогами на занятиях, имеющими ограниченные возможности здоровья в связи с проблемами психомоторного развития. Педагог может выбрать подходящий уровень сложности игры. Скалодром полностью соответствует современным стандартам безопасности.