Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Экранный диктор Вкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Историческая справка

Место, на котором построен город Батайск, уже в древние времена пересекали важные сухопутные и водные пути. Уже в те далекие времена это место считалось воротами Кавказа! На его территории и в ближайших окрестностях в древности возникли крупные торговые центры: Танаис, Азак -Тана, Азов, Ростов. Переселенцев привлекали сюда богатейшие в природном отношении места, изобиловавшие богатыми пастбищами, рыбой, огромным количеством птиц и зверей.

Здесь жили киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, позднее через территорию дельты Дона прошли многочисленные тюркские кочевые племена: гунны, болгары, авары, хазары, печенеги, половцы. Тюрки-кочевники нападали на соседние оседлые народы, в том числе на Древнерусское государство. Борьба длилась ряд веков, и нередко восточные славяне от обороны переходили в наступление. Так, князь Святослав в 965 году разгромил хазарское государство, что привело в дальнейшем к значительному увеличению славянского населения на Дону, особенно в районе дельты нижнего Дона. Центром славянской колонизации стал город Белая Вежа. Археологами найдены на Нижнем Дону многочисленные памятники славянской культуры, в том числе и в районе Батайска.

В летописях вплоть до XIII века славян, живших на территории дельты и вблизи нее, называли бродниками. Это название указывает на характер их трудовой деятельности. Кроме рыбной ловли и охоты, они занимались перевозкой людей на бродах рек. В 1223 году татаро-монгольская армия Джебе и Сабудая, переправляясь в районе Батайска на правый берег Дона, встретилась с бродниками. В период создания Золотой Орды в районе Батайска находилась ставка хана Батыя, откуда и произошло название речки—Батайсу, то есть ручей Батыя.

Татаро-монгольские завоеватели подвергли страшному разрушению и опустошению не только отдельные города, но и целые государства. Они нанесли тяжелейший удар по торговым путям на Дону, Волге и Каспийском море. Но с течением времени ханы Золотой Орды для пополнения своей казны стали восстанавливать старинные торговые дороги, поддерживать купцов и собирать с продаваемых товаров от трех до пяти процентов стоимости товаров в виде пошлин.

Постепенно начали возрождаться некоторые разрушенные татарами торговые города, в том числе и бывший половецкий Азуп, который татары назвали Азаком. Это был один из крупных городов Золотой Орды, на его территории расположилась богатая итальянская колония Тана. От Таны и Азака начинался великий торговый путь в Китай, его называли еще великим шелковым путем. Он проходил и через территорию современного города Батайска. Здесь находился колодец, который известен нам по старинным картам. Им, по-видимому, пользовались купцы и кочевые татары. Значительная часть шелка и .других восточных товаров, которые восточные купцы привозили в Азак-Тану, дальше отправлялась в Крым, а оттуда в Италию и другие европейские страны. А на Восток этим же путем поступали миланские сукна, венецианское стекло, генуэзская парча, серебряная утварь и др.

Нашествие Тимура привело к полному разгрому Азака-Таны в 1395 году. Был ликвидирован и знаменитый шелковый путь. Армия Тимура перед нападением на Азак находилась на территории современного Батайска. В конце XV века гирла Дона и территорию современного Батайска захватили турецкие завоеватели. Отсюда они организовывали многочисленные набеги вместе с крымскими татарами и ногайцами на южные окраины России. Несколько веков шла ожесточенная борьба между Россией и Турцией за гирла Дона и земли современного Батайска. В борьбе за возвращение этого района Русскому государству важную роль сыграли донские казаки. Они показали большое мужество и высокое военное искусство при взятии Азова и его обороне в 1641 году. Эта борьба стала предметом восхищения на протяжении многих поколений. Н. Г. Чернышевский, говоря об Азовском осадном сидении, отметил «дивную храбрость и высокое благородство казаков, которую признавали даже враги — татары и турки».Но вопрос о присоединении гирл Дона и батайской земли не был решен. Только Петр I решительно взялся за возвращение России Азова и прилегающих земель.

В период первого и второго Азовских походов (1695—1696) территорию Батайска занимали русские войска, а на его западных окраинах были построены Сколинский редут и Скопинская крепость, где находились значительные русские отряды. После второго Азовского похода земля Батайска вошла в состав Российского государства. Это было закреплено Константинопольским мирным договором, который подписали Россия и Турция. Но борьба за эти земли не прекратилась. В 1735 году вновь вспыхнула война между Турцией и Россией. И опять на территории Батайска развернулись военные действия. По Белградскому мирному договору 1739 года вновь было подтверждено, что территория Батайска входит в состав Российского государства. Но земли Западного Приазовья еще не были включены в состав России. На секретной военной карте 1743 года указаны границы в

Приазовье между Россией и Турцией, а также крепости, поселения, дороги. Названия даны на русском и турецком языке. На дороге между Черкасском и Азовом в центре современного Батайска указан Батыев чеграк, то есть Батыев колодец. Это и есть центр современного Батайска. Этот колодец хорошо был известен ногайцам и татарам, которые кочевали в районе нынешнего Батайска. В середине XVIII века в устье реки Темерник в осеннее время устраивали ярмарку, для охраны которой здесь был размещен казачий разъезд в составе 100 человек. На эту ярмарку приезжали турецкие, греческие и русские купцы, а также большое количество ногайцев из кубанских и сальских степей. Через территорию Батайска они прогоняли свой скот и провозили различные продукты животноводства. Создание постоянного русского поселения на территории Батайска произошло уже в ходе русско-турецкой войны 1768—1774 годов и после ее окончания.

Официальным годом основания Батайска считается 1769 год Конец XVIII- начало XIX веков стали периодом быстрого заселения и хозяйственного освоения Северного Кавказа Через селение Койсуг, район современного Батайска, была проложена дорога на Кубань Развиваясь с остальными регионами, к середине XIX века Батайск был уже большим, быстрорастущим селом, которое по числу населения перегнало многие уездные города Центральной России. Мощным толчком в развитии Батайска стало строительство Владикавказской железной дороги, имеющей не только экономическое , но и стратегическое значение В 1875 году станция Батайск была готова принимать поезда Роль станции особенно повысилась в годы 1-й мировой (1914-1918 г.г.) и гражданской (1918-1920 г г) войн, как связующего звена между Югом и Центром России.

После окончания боевых действий на Дону и установления 1 марта 1920 года Советской власти в Батайске, началось восстановление хозяйства, разрушенного войной. В 1925 году началась электрификация, давшая возможность развитию промышленности. В 1927 году село Батайское было преобразовано в рабочий поселок, а 26 октября 1938 года поселку Батайск был присвоен статус города.

К этому времени в Батайске открылись 3 больницы, 3 детских сада, 21 школа, молзавод, хлебозавод, завод «Вторчермет», проложено 84 км электросетей, начался выпуск газеты «Вперед».

Особую страницу в истории города представляет созданная в 1931 году авиационная школа ГВФ, а с 1938 г. - авиационная школа им. А К Серова, давшая путевку в небо плеяде замечательных летчиков. 103 Героя Советского Союза вышли из стен этого учебного заведения, 5 человек были удостоены этого звания дважды Среди выпускников училища Н.М.Скоморохов, Н.Г.Степанян, В И Попков, А П Маресьев, летчики-космонавты Владимир Комаров, Евгений Хрунов. Виктор Горбатко, Геннадий Падалка. В 1936 году имя батайчанина Виктора Левченко стало известно на всю страну Вместе с Сигизмундом Левандовским он охватил одним перелетом Калифорнию, Орегон, Канаду, Аляску, Чукотку, Якутию, Сибирь, Москву.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.), во время оккупации города немецко-фашистскими захватчиками с 27 июля 1942 года по 7 февраля 1943 года, был нанесен значительный урон народному хозяйству. Разрушены железнодорожный узел, хлебокомбинат, 8 артелей, больница, 3 тысячи домов, 75 коммунальных сооружений, погибло 3,5 тыс. жителей. На фронтах Великой Отечественной войны храбро сражались батайчане, чьи имена записаны золотом в истории г.Батайск. Это Герои Советского Союза И.П.Лупырев, А.А.Котов, Н И.Леонов, В.А.Богданенко, П.А.Половинко, Г.А.Иноземцев и другие. В послевоенные годы Батайск восстанавливается и благоустраивается. В эксплуатацию были сданы 3 библиотеки, 3 клуба, больница, 3 поликлиники, клинико-диагностическая лаборатория, детская и женская консультации. В 1948 году открывается городской парк культуры и отдыха.

Вступили в строй новые крупные предприятия: ремонтно-механический завод Ростовдонводстроя, завод «Стройдеталь». В 1952 году завершилось строительство Азовской оросительной системы. В 1959 г. в город приходит природный газ. Широкое развитие в городе получило народное образование. Первое профессионально-техническое учебное заведение появилось в Батайске в 1923 г. Оно было открыто при паровозном депо. Позже оно преобразовалось в ГПТУ-25. В 1947 г. было открыто ГПТУ-26, готовящее строителей, в 1948 г.- ГПТУ-27, выпускающее киномехаников (в настоящее время - лицей радиоэлектроники; 1 октября 1956 года в городе был открыт техникум железнодорожного транспорта, в 1958 г. - музыкальная школа. В период с 1959 по 1965 годы интенсивно развивался железнодорожный узел, произошла его реконструкция на основе электровозной тяги, внедрялись новые технологии и средства автоматики и телемеханики.